Без рубрики, Новости — 02.07.2014 at 16:41

Размышления по поводу первого Архиерейского служения в монастыре

на

29 июня с.г. в храме Архангела Михаила состоялось первое архиерейское служение с участием нового правящего архиерея – высокопреосвященнейшего владыки Феофана, приехавшего поздравить матушку настоятельницу с её 70-летием. Естественно, все внимание сестер, многочисленных паломников и гостей монастыря было приковано к новому владыке – не только к его внешнему виду, но и к манере служения, к интонации, и, конечно же, к пастырскому слову. «Заговори, чтобы я тебя увидел» — сказал Сократ, кратко и ёмко определив репрезентативную значимость человеческого слова. Важность первой пастырской проповеди не стоит недооценивать: именно по ней словесные овцы могут сразу же узнать глас пастыря своего.

Сказанная сразу после чтения Евангелия, речь владыки, вопреки традиции послеевангельских проповедей, не носила истолковательного характера. Главной и единственной темой благовестия стало обличение современного монашества в стяжательстве и напоминание о том, что основное призвание монашества – молитва за весь мир. И хотя, как было сказано вскользь, обличения эти носят обобщенный характер, владыка в конце все-таки счел необходимым попросить сестер «крепко задуматься» о том, сколь пагубно стяжательство для монаха и как необходимо ему духовное возрастание.

Озвученная довольно пассионарно, проповедь эта оставила след в душах не только сестер обители, но и паломников. Некоторые из последних даже сочли себя обиженными в своих лучших чувствах к монастырю.

Действительно, многое в сказанном вызывает недоуменные вопросы. Например, стоит ли начинать знакомство с конкретным братством/сестринством с абстрактных обличений? И если они не столь абстрактны – то почему же сразу публичны? Разве публичными обличениями приобретаются братья (Мф. 18;15)? И церковное предание ограждает монашескую общину от «выноса сора из избы», передавая право обличения и исправления непосредственно игумену/игумении, которым первым и надлежит узнавать о нарушениях/нарушителях монашеских установлений.

О современных монахах нам судить трудно. Мы слышали только, что монахи последних времен не будут походить на подвижников древности. Не аскетическими подвигами и высокими созерцаниями превзойдут они великих основоположников монашества, а преодолением неведомых тем соблазнов и скорбей. «А такая награда им будет за то, что в те дни не будет пред очами их никого, кто бы творил чудеса (…), ибо в то время и чин архиерейский неискусен будет и не станет любить премудрости и разума, а будет заботиться только о корысти» (Прп. Нифонт, епископ Кипрский, IV век).

Так будем помнить о том, что на монашеском поприще всегда большее значение имели традиции, а не современность, идеалы, а не реалии, заповеди, а не проповеди.

         монахиня Зосима (Нецветаева)

Комментарии закрыты.

Перейти к верхней панели