15 мая – Святая Церковь отмечает православный праздник — день памяти святых Бориса и Глеба, во Святом Крещении Романа (1072) и Давида (1015).
Это первая церковная дата, учрежденная на Руси в 1115 году в день перенесения святых мощей в новый храм. Останки князей долгое время мироточили, а на их могиле исцелялись многочисленные прихожане, именно поэтому братья Борис и Глеб были признаны чудотворцами.
В этот день в женском монастыре Архангела Михаила с.Комаровка была отслужена Божественная литургия в память святых князей страстотерпцев Бориса и Глеба. Службу возглавил иерей Владимир (Федоров).
Князья Борис и Глеб (в крещении Роман и Давид) — это первые святые, канонизованные Русской Церковью. Они были младшими сыновьями киевского великого князя Владимира Святославича (равноапостольного князя Владимира). Братья родились незадолго до Крещения Руси и были воспитаны в христианской вере. Своей мученической смертью они показали пример кротости и смирения.
При жизни отца Борис и Глеб получили княжеские уделы: Ростов и Муром. Возвращаясь из похода на печенегов, Борис узнал о смерти отца и о том, что киевским князем стал Святополк. Дружинники уговаривали Бориса силой занять престол в Киеве, но Борис отказался воевать против брата. Святополк же не поверил в мирные намерения Бориса и подослал к нему убийц. Вместе с Борисом погибла часть его дружины, в том числе его любимый дружинник Георгий Угрин, который, защищая князя, закрыл его своим телом. Князь Борис был погребен в Вышгороде у церкви святого Василия. Позднее Святополк вызвал из Мурома в Киев князя Глеба и приказал своим людям убить его по дороге. Юный князь сначала умолял убийц пощадить его, а затем, помолившись, покорно принял смерть. Тело убитого князя наспех зарыли на месте убийства.
Бориса и Глеба называют князьями-страстотерпцами, потому что они погибли не за веру, а за исполнение заповедей Божьих — проявили беззлобие. Также чин страстотерпцев с древности применяется только по отношению к представителям великокняжеских и царских родов.
Первоначально Борис и Глеб стали почитаться как чудотворцы-целители. Впоследствии их начали считать заступниками земли русской.
Свежие комментарии