Преподобномученица Екатерина Декалина, Симбирская инокиня, причислена к лику святых постановлением Священного Синода в 2004 г.До этого постановления имя исповедницы не было сколь-либо широко известно, живое местное предание не сохранило в памяти ее жизнь и подвиг, народного почитаия до канонизации не было. Итак, это новое имя для Симбирской Церкви. И как все новое, доселе не бывшее, церковный организм должен усвоить, «переварить» то новшество, которому суждено (или не суждено) будет стать традицией, органично войти в ткань живого предания.
Долог или краток будет этот процесс усвоения, или церковной рецепции, зависит и от нас с вами.
Понятно, что сам факт канонизации того или иного святого никак не влияет на количество небесных предстателей наших. Это прежде всего педагогический акт Церкви, представляющий верующим наглядный пример или образец святости. Святые – это символический ряд церковной проповеди. И каждый святой – это определенный символ Церкви.
Для нас, современников церковного прославления инокини Екатерины Декалиной, стоит задача «прочитать» этот символ, верно его истолковать, ибо только после этого возможна дальнейшая трансляция, а значит, и живая традиция.
И вот мы обнаруживаем крайнюю скудость информации о ней. То, что известно, не столько разрешает, сколько ставит некоторые вопросы:
Например, подробный разговор со следователем, приводимый в житии, обнаруживает вовлеченность инокини, казалось бы с юности отрешенной от мира, в политический круговорот своего непростого времени. Из этой беседы понятно, что не исповедничество Христа, а сопротивление Советской власти было непосредственной причиной расстрельного приговора. Мотив был политическим, а не религиозным. Этим рушится весь привычный для нас символический ряд исповедничества и мученичества собственно и единственно за Христа…
Однажды после прочтения жития Екатерины Декалиной меня спросили: можно ли в упорном сопротивлении безбожной власти усмотреть недостаток смирения пред теми жизненными обстаятельствами, которые посылаются нам не по нашей воле, но в любом случае промыслительно, ведь: «и волос с головы нашей не упадет без воли отца Небесного», и «всякая власть – от Бога»?
Пришлось ответить, что прославлена она не в лике преподобных, т.е. не за монашеские добродетели смирения, терпения, послушания, рассуждения – не за собственно аскетические подвиги. Возможно, Господь вознес ее на свещник потому, что испытал ее веру и нашел непоколебимой в тяжелейших жизненных обстаятельствах, когда, казалось, рушатся все привычные устои. Подобные катастрофические эпохи обычно изобилуют гигантами духа, и, скорее всего, мы даже не в состоянии представить себе, что пережили они.
Итак, судя по житию,как символ святости Екатерина Декалина еще не вполне «прочитана» нами. Ее подвиг как объект церковной проповеди еще не вполне осмыслен. Скорее всего, эта задача – для исторической перспективы. Возможно, нам достаточно осознавать, что эта задача нас переживет, ибо рецепция Церкви – дело не быстрое, и уж точно от нас не вполне зависящее.
Полагаю, нам необходимо бережно и с осторожностью относиться к памяти новопрославленных святых – ведь мы соучастники их прославления, а, следовательно, субъективны в этом вопросе и не вполне свободны от исторической конъюнктуры.
мон.Зосима (Нецветаева)
Свежие комментарии